Что такое живот в русской правде

Содержание
  1. Правовое положение населения по Русской Правде. Общая характеристика Русской Правды и её значение в истории русского права
  2. Предпосылки
  3. Создание Русской Правды
  4. Существующие копии
  5. Уголовное право
  6. Виды штрафов
  7. Головничество, поток и разграбление
  8. Социальная структура общества
  9. Зависимые слои общества
  10. Частное право
  11. Суд
  12. Показания в суде
  13. Что считалось преступлением на Руси по
  14. Видами преступления по Русской Правде являются:
  15. «Обида» (преступление) по Русской правде – это опасное общественное деяние, сопряженное с причинением того или иного вреда будь то для личности или же для собственности, для государственного или общественного порядка
  16. «Chekharda» рекомендует:
  17. Что, где, почем? Киевская Русь.
  18. Убийство
  19. Телесные повреждения
  20. Повреждение имущества
  21. Оплата труда
  22. «Русская Правда» — свод законов Древней Руси
  23. Предыстория
  24. Причины принятия
  25. Редакции и разделы
  26. Обзор содержания
  27. Система штрафов
  28. Слои населения по «Русской Правде»
  29. Значение «Русской Правды»

Правовое положение населения по Русской Правде. Общая характеристика Русской Правды и её значение в истории русского права

Что такое живот в русской правде

Русская Правда стала первым сборником законов в Древней Руси. Первые ее редакции появились во время правления киевского князя Ярослава Мудрого в первой половине XI в.

Он же был инициатором создания Русской Правды. Сборник был необходим для того, чтобы упорядочить жизнь в государстве, где по-прежнему судили и решали споры по неписанным традициям.

Все они нашли отражение на страницах этого сборника документов.

Краткая характеристика Русской Правды говорит о том, что она оговаривает порядок социальных, правовых и экономических отношений. Кроме того, сборник содержит нормы нескольких видов законодательства (наследственного, уголовного, процессуального и торгового).

Предпосылки

цель, которую поставил Ярослав Мудрый перед сборником, – это определить правовое положение населения по Русской Правде. Появление кодифицированных норм являлось обычным для всех средневековых европейских обществ. Так, во Франкском государстве аналогичной была «Салическая правда».

Свои судебники появлялись даже в варварских северных государствах и на Британских островах. Единственное отличие заключается в том, что в Западной Европе эти документы были созданы на несколько столетий раньше (начиная с VI века). Связано это было с тем, что Русь появилась позже феодальных католических государств.

Поэтому и создание юридических норм у восточных славян произошло через несколько веков.

Создание Русской Правды

Древнейшая Правда, или Правда Ярослава, появилась в 1016 году, когда он окончательно утвердился в Киеве. Однако этот документ предназначался не для южной столицы, а для Новгорода, так как князь именно там начинал свое правление. В этой редакции содержатся в основном различные уголовные статьи. Но именно с этого перечня в 18 статей началось создание Русской Правды.

Вторая часть сборника появилась через несколько лет. Она получила название Правды Ярославичей (детей великого князя) и затронула правовые отношения между жителями государства. В 30-е годы появились статьи, касающиеся кормления вирников. Эти части существуют в виде краткой редакции.

Однако сборник дополнялся и после смерти Ярослава.

Создание Русской Правды продолжилось при его внуке Владимире Мономахе, которому удалось ненадолго объединить удельные княжества (приближалась эпоха феодальной раздробленности) и закончить свой Устав.

Он вошел в пространную редакцию Правды. Пространная редакция затронула споры, связанные с правом на собственность. Это было связано с тем, что на Руси развивалась торговля и денежные отношения.

Существующие копии

Доподлинно известно, что не сохранилось оригинальных экземпляров Русской Правды. Отечественная историография открыла для себя более поздние копии, когда их обнаружил и изучил Василий Татищев. Самой ранней копией считается список, помещенный в Новгородскую первую летопись XI века. Именно она стала источником знаний для исследователей.

Позже были найдены копии и списки, созданные вплоть до XV века. Отрывки из них использовались в различных Кормчих книгах. Русская Правда перестала быть актуальной с выходом Судебника Ивана III в конце XV века.

Уголовное право

Ответственность человека за преступления подробно отражена на страницах, которые содержит Русская Правда. Статьи фиксируют разницу между умышленным и неумышленным злодеянием. Также разделяется слабый и тяжкий ущерб. По этой мерке решалось, к какой мере наказания будет приговорен преступник.

В то же время славяне по-прежнему практикуют кровную месть, о которой говорит Русская Правда. Статьи утверждают, что человек имеет право покарать убийцу отца, брата, сына и т. д.

Если родственник не делал этого, то государство объявляло награду в 40 гривен за голову преступника. Это были отголоски прежнего строя, существовавшего на протяжении веков.

Важно отметить, что Русь уже была крещена, но в ней по-прежнему существовали пережитки языческой кровожадной эпохи.

Виды штрафов

Уголовное право также включало в себя и денежные штрафы. У славян они назывались вирой. Штрафы пришли на Русь от скандинавского права.

Именно вира со временем полностью вытеснила кровную месть как меру наказания преступления. Она измерялась по-разному, в зависимости от знатности человека и тяжести совершенного проступка. Аналогом русской виры являлся вергельд.

Это было денежное взыскание, прописанное в варварских правдах германских племен.

При Ярославе вирой назывался штраф исключительно за убийство мужчины, который был свободным человеком (то есть не холопом). За простого крестьянина штраф составлял 40 гривен. Если жертвой становился человек, находившийся на службе у князя, то взыскание увеличивалось в два раза.

Если свободному человеку наносились тяжелые увечья или была убита женщина, то виновный должен был заплатить полувирье. То есть цена падала вдвое — до 20 гривен. Менее серьезные преступления, например кража, карались небольшими штрафами, которые определялись судом индивидуально.

Головничество, поток и разграбление

Тогда же в русском уголовном праве появилось определение головничества. Это был денежный выкуп, который убийца должен был предоставить семье погибшего. Размер определялся статусом жертвы. Так, дополнительный штраф родственникам холопа составлял всего 5 гривен.

Поток и разграбление – еще один вид наказания, который ввела Русская Правда. Право государства на кару преступника дополнялось высылкой провинившегося и конфискацией имущества. Также его могли отправить в рабство.

При этом имущество подвергалось разграблению (отсюда и название). Мера наказания менялась в зависимости от эпохи. Поток и разграбление назначались виновным в разбое или поджоге.

Считалось, что это самые тяжкие преступления.

Социальная структура общества

Общество делилось на несколько категорий. Правовое положение населения по Русской Правде полностью зависело от его социального статуса. Высшей прослойкой считалась знать. Это был князь и его старшие дружинники (бояре).

Поначалу это были профессиональные военные, являющиеся опорой власти. Именно именем князя вершился суд. Также к нему шли все штрафы за преступления.

Слуги князя и бояр (тиуны и огнищане) также имели привилегированное положение в обществе.

На следующей ступеньке находились свободные мужчины. В Русской Правде был специальный термин для такого статуса. Ему соответствовало слово «муж». К свободным лицам относились младшие дружинники, сборщики штрафов, а также жители новгородской земли.

Зависимые слои общества

Самое худшее правовое положение населения по Русской Правде было у зависимых людей. Они делились на несколько категорий. Смерды были зависимыми крестьянами (но со своими наделами), работающими на боярина. Пожизненные рабы назывались холопами. У них не было собственности.

Если человек брал в долг и не успевал расплатиться, то он попадал в особенную форму рабства. Она называлась закупом. Такие зависимые становились собственностью заемщика до тех пор, пока не расплатятся по своим долгам.

Положения Русской Правды говорили и о таком договоре, как Ряд. Так называлась соглашение, по которому зависимые люди добровольно шли на службу к феодалу. Их называли рядовичами.

Все эти категории жителей были в самом низу социальной лестницы. Такое правовое положение населения по Русской Правде практически обесценивало жизнь зависимых в буквальном смысле этого слова. Штрафы за убийство таких людей были минимальными.

В заключение можно сказать, что общество на Руси сильно отличалось от классической феодальной модели в Западной Европе. В католических государствах в XI веке лидирующее положение уже занимали крупные землевладельцы, которые часто даже не обращали внимания на центральную власть.

На Руси дело было иначе. Верхушкой славян была дружина князя, у которой был доступ к самым дорогим и ценным ресурсам. Правовое положение групп населения по Русской Правде делало их самыми влиятельными людьми в государстве.

В то же время класс крупных землевладельцев из них еще не успел образоваться.

Частное право

Помимо прочего, Русская Правда Ярослава включала в себя статьи о частном праве. Например, в них оговаривались права и привилегии купеческого сословия, которое было двигателем торговли и экономики.

Негоциант мог заниматься ростовщичеством, то есть давать кредиты. Штраф по ним также выплачивался и в виде бартера, например еды и продуктов. Ростовщичеством активно занимались евреи.

В XII веке это привело к многочисленным погромам и вспышкам антисемитизма.

Известно, что когда в 1113 году Владимир Мономах пришел властвовать в Киев, он в первую очередь попытался урегулировать вопрос о заемщиках-евреях.

Русская Правда, история которой включает в себя несколько редакций, также затрагивала вопросы наследования. Устав разрешал свободным людям получать имущество по бумажному завещанию.

Суд

Полная характеристика Русской Правды не может пропустить статьи, касающиеся процессуального права. Уголовные правонарушения рассматривались в княжеском суде. Он вершился специально назначенным представителем власти. В некоторых случаях прибегали к очной ставке, когда две стороны тет-а-тет доказывали свою правоту. Также был прописан порядок взыскания штрафа с должника.

Человек мог обратиться в суд, если у него пропадала вещь. Например, этим часто пользовались страдавшие от воровства купцы. Если в течение трех дней пропажу удавалось найти, то человек, у которого она оказывалась, становился ответчиком в суде. Он должен был оправдаться и предоставить доказательства невиновности. В противном случае выплачивался штраф.

Показания в суде

В суде могли присутствовать свидетели. Их показания назывались Сводом. Этим же словом обозначалась процедура поиска пропажи.

Если она приводила разбирательство за пределы города или общины, то вором признавался последний подозреваемый. Он имел право оправдать свое имя.

Для этого он мог сам провести свод и найти человека, совершившего кражу. Если ему это не удавалось, то именно на него накладывался штраф.

Свидетели делились на два вида. Видоки – люди, которые своими глазами видели совершившееся преступление (убийство, кражу и т. д.). Послухи – свидетели, которые в своих показаниях сообщали о непроверенных слухах.

Если не удавалось найти какие-либо вещественные доказательства преступления, то прибегали к последней мере. Это была присяга посредством целования креста, когда человек давал свои показания в суде не только перед княжеской властью, но и перед Богом.

Также использовали испытание водой. Это была форма божьего суда, когда показания проверялись на истинность доставанием кольца из кипятка. Если ответчик не мог этого сделать, он признавался виновным. В Западной Европе подобная практика называлась ордалиями. Люди считали, что Бог не даст пораниться добросовестному человеку.

Что считалось преступлением на Руси по

Что такое живот в русской правде
Русская правда (пространная редакция). Источник изображения открытая база «Яндекс. Картинки».

Если Вам понравилась статья и Вам интересна данная тема, то ждем Ваш лайк и Ваши комментарии, а также подписку на канал. :) Будем размышлять вместе!

Человек ежедневно вступает в различные общественные отношения, которые порой могут нести за собой вред. Те отношения, которые могут причинить вред, могут называть преступлением или правонарушением. В русскоязычном источнике права, таком как «Русская Правда», термин «преступление» отсутствует.

Вместо «преступление» можно найти термин «обида». Данное положение дел, в целом, наблюдается в источниках права античных и средневековых авторов.

Термин «обида» заменяется «преступлением» только тогда, когда территория постепенно приходит к государственному строю империи и абсолютной монархии.

Под «обидой» подразумевалось причинение морального или материального вреда. Например, вырывание усов и бороды трактовалось как причинение морального вреда.

Источник изображения открытая база «Яндекс. Картинки».

В «Русской Правде» основанием для ответственности считается нарушение общего или частного интереса. Стоит отметить, что данная общность не соответствует всем людям, а имеет распространение на род и семью или группу родственников.

Данное положение вещей объясняется принципами обычая кровной мести.

Таким образом получается, что преступлениепо «Русской Правде» является опасным общественным деянием, сопряженным с причинением того или иного вреда будь то для личности или же для собственности, для государственного или общественного порядка.

Также, хочется отметить, что такие понятия, как уголовное право, семейное право, трудовое право и пр., применяемое в отношении явлений прошлого, носят весьма условный характер.

Значение, которое вкладывалось средневековым сознанием русского человека, мы выявить сейчас не можем.

Однако, все же необходимо попытаться ту систему юридических определений «перевести» на современный юридический язык, используемый в теории права.

Уместным будет заметить, что мнение исследователей насчет понимания «что есть обида в Русской правде?» разнятся.

Мнений, на самом деле, «великое множество» и некоторые из них следует упомянуть: обида – составная часть преступления; преступление относится одновременно как к частному лицу, так и ко всему государству; обида как «троякое» нарушение, направленное против тех, кто находится под защитой князя и пр.

Вопрос о разграничении преступлений и гражданских правонарушений является очень важным. Существует мнение, что в Русской Правде отсутствовала грань между преступлениями и гражданскими правонарушениями.

Однако современные ученые полагают, что данные утверждения не совсем верны, поскольку употребление термина «обида» не является показанием неразграниченности преступлений и гражданских правонарушений.

Термин «обида» показывает лишь только то, что противоправное действие причиняет вред.

Русская правда выражала достаточно сложный подход относительно тех лиц, кто считался субъектом правонарушения. Стоит сказать, что не все народонаселение считалось субъектом, даже если они имели ограниченную правовую или хозяйственную деятельность.

Такими лицами являлись холопы, лица несвободного состояния. Также стоит сказать, что субъекты были различны по своему социальному, правовому статусу, а также в зависимости от возраста.

И, безусловно, кроме частных лиц субъектом могла стать определенное скопление людей, например, община.

Объектом преступления по Русской правде является жизнь, честь, а также здоровье человека. Но это совершенно не значит, что жизнь каждого индивидуума охранялась законом.

Напротив, некоторые лица, например, холопы, представляют собой только имущество. Соответственно и право, применимое к ним, относится к имущественному рассмотрению.

Например, убийство холопа карается штрафом, соразмерным как к утрате имущества, а не жизни человека.

Источник изображения открытая база «Яндекс. Картинки».

Не лишним будет отметить, что древнерусское право, согласно Русской правде, разграничивает умышленное или неумышленное преступление, выделяет смягчающие или отягчающие обстоятельства.

Например, при групповой краже домашних животных (статьи 40, 41, 43 пространной редакции Русской Правды) или скота, каждый виновный должен был возместить вину в полном объеме. Вполне вероятно, что минимальный возраст и степень вменяемости также имела место быть.

Данные утверждения свидетельствуют о высоком уровне осмысления субъективной стороны «обиды», как преступления.

Видами преступления по Русской Правде являются:

1. Преступления, направленные против личности. Здесь можно выделить некоторые подгруппы:

убийства. Пространная редакция Русской правды выделяет следующие статьи, посвященные убийству: ст.3 – убийство княжеского «мужа» (здесь стоит понимать любого человека из княжеской «администрации»); ст. 6 – убийство во время ссоры; ст.

7 – разбойное убийство; ст. 11 – убийство княжеского отрока, повара; ст. 15 – убийца ремесленника; ст. 16 и ст. 89 – убийство холопа или рабыни; ст. 88 – убийство женщины.

По статьям, посвященным убийству, можно отметить следующие характеристики: классовый характер, различная система наказаний.

преступления, направленные против телесной неприкосновенности. По статьям, посвященным данному виду злодеяний, можно вынести следующие характеристики: телесные повреждения рассматривались с различной степенью их тяжести (легкая – синяки, кровоподтеки; средняя – раны, причиненные острым орудием; тяжелые – увечья); система штрафов в виде наказания.

преступления против личной свободы. К ней относится ст. 61 пространной редакции Русской правды. Характеризующими качествами данной подгруппы является: система штрафов.

преступления против чести. Во многих моментах, оскорбления, как вид «обиды», вменяются как преступления против телесной неприкосновенности.

«Обида» против чести выражалась также и в преступлении против половой неприкосновенности женщины, где наказание зависело от социального статуса пострадавшей, но, стоит отметить, что закон защищал всех женщин, не выделяя исключения. Характерна система штрафов в качестве наказания.

Источник изображения открытая база «Яндекс. Картинки».

2. Преступления против собственности. Несмотря на то, что вопрос о частной собственности в Древней Руси является дискуссионным, можно полагать, что феодальная собственность существовала наряду с общинной собственностью.

«Татьба» рассматривалась с двух составов преступления: разбоя и кражи. Ст. 7 указывает нам на разбой., который является наиболее тяжким имущественной «обидой». Более широко Русская Правда касается кражи: кража коня, челяди, птиц, сена, дров, пчел и пр.

Характерными особенностями являются: штраф (порой, который выше, чем за убийство, например, за кражу холопа); различные наказания, специфический момент убийства холопа, который также можно соотнести в данную категорию преступлений, поскольку холоп воспринимался не как личность, но как имущество.

Кроме разбоя и краж, можно выделить также другие нарушения собственности, а именно: укрывательство беглых рабов, присвоение потерянного предмета, незаконные сделки и как следствие присвоение имущества, неуплата долга, порча чужого имущества и пр.

Особого внимания заслуживают те или иные действия, связанные с огнем, с манипуляциями которому к человеку могли прибегнуть очень суровые меры наказания.

Источник изображения открытая база «Яндекс. Картинки».

«Обида» (преступление) по Русской правде – это опасное общественное деяние, сопряженное с причинением того или иного вреда будь то для личности или же для собственности, для государственного или общественного порядка

Среди видов преступлений по Русской правде выделяются:

1. Преступления против личности. Наиболее тяжкие из них – убийства., далее – увечья, далее – покушение на свободу, далее – покушение на честь.

2. Преступления против собственности, среди которых числилась татьба, пользование чужим имуществом, повреждение или поджог чужих вещей и пр.

«Chekharda» рекомендует:

1. Смута XVII века: причины.

2. Град Китеж — «Русская Атлантида».

3. Загадки личности императора Александра I.

Что, где, почем? Киевская Русь.

Что такое живот в русской правде

«Русская Правда» — сборник правовых норм древней Руси, привязываемый к князю Ярославу, прозваному впоследствии Мудрым. Это, по сути, уголовный (и, отчасти, уголовно-процессуальный) кодекс Руси XI века.

Здесь определена система наказаний за те или иные преступления и правонарушения, и наказания эти в большинстве своем оказываются денежными штрафами.

Что, в общем-то, разумно — лучше получить приход в княжескую казну, чем изводить ценный человеческий ресурс, закрывая в темницах, или лишая живота.

Различают т.н. «Краткую» и «Пространную» редакции. Краткая относится как раз к началу-середине XI в. — времени Ярослава и его сыновей. Пространная редакция — более поздний документ, расширенный и дополненный уже более отдаленными потомками Ярослава. Мы будем оринтироваться на Краткую редакцию, изредка, впрочем, привлекая и соответствующие статьи Пространной.

Большинство штрафных санкций, определенных в Русской Правде (всякие виры, полувирья, продажи и проч. штрафы) взымалось в пользу князя. Потерпевшие далеко не всегда могли рассчитывать не какую-либо компенсацию, хотя в некоторых случаях предусматривалась выплата и для них (это называлось за обиду, хотя и обиды зачастую забирал князь).

Как княжеские штрафы, так и частные вознаграждения в Русской Правде исчислялись как правило в гривнах, но использовались и другие денежные единицаы — куны, ногаты, резаны.

Тут, кстати, надо отметить, что гривна в контексте Русской Правды  — это не шматок серебра весом 150–200 граммов, как нам рассказывалось в учебнике истории. Гривна была не только весовой, но и денежно-счетной единицей, и называлась она гривна кун.

Гривна кун по ценности была эквивалентна ¼ части весовой (новгородской) гривны, и содержала 51 грамм серебра. А складывалась она из монет разных номиналов в таких соотношениях: 1 гривна = 25 кун, или 20 ногат, или 50 резан.

Дирхем (дирхам) — арабская монета,активно ходившая на Руси в X–XI вв.под названием куны, или ногаты(вес  2,83 грамма, серебро 900-й пробы)

Сами монеты — куны и ногаты были, как правило арабскими дирхемами, активно ходившими тогда на Руси (более полновесные — ногаты, менее полновесные — куны; содержали они в среднем где-то 2,55 и 2,04 гр. серебра соответственно). Резаны — это были куны, разрезанные пополам — для удобства в более мелких расчетах (т.е., резана ≈ 1,02 гр. серебра).

Так вот, всюду, где в Русской Правде говорится о гривне — имеется в виду гривна кун, а ценность ее в современных деньгах составляет 1275 гривен.
Остальные монеты: куна ≅ 51 гривна, ногата ≅ 63,8 гривны, резана ≅ 25,5 гривны.

Ну-с, и теперь, после нашего краткого историко-нумизматического экскурса, можно досконально разобраться — что почем в Русской Правде в переводе на современные деньги.

Убийство

Если убьет человек человека, то мстить брату за брата, или сыну за отца, или отцу за сына, или сыну брата, или сыну сестры; если кто не будет мстить, то князю 40 гривен за убитого; если это будет русин, или гридин, или купец, или ябетник, или мечник, или изгой, или словенин, то назначить за него 40 гривен.

Здесь говорится об убийстве свободного человека (словенин, изгой), посему не исключалась и кровная месть по старым понятиям. Однако, даже если родственники отказывались от мести, убийца все равно попадал на крупный денежный штраф в пользу князя — виру.

Такой же штраф взымался за убийство младшего госслужащего, сиречь, княжеского дружинника сержантско-рядового состава (русин, гридин, купец, ябетник, мечник). Составлял же он 51015 грн. в современных деньгах. О женщине. Если кто убьет женщину, то судить, таким же судом, что и за убийство мужчины; если же будет виноват, то платить полвиры 20 гривен.

Между прочим, о женщине вспоминают только а Пространной редакции, в Краткой о ней не говорится ни слова.
Но и здесь она ценится ровно вполовину: 25507 грн.

А вот за убийство княжеского офицера — одного из старших дружинников (огнищанин, тиун, старший конюх) — штраф уже вдвое больше, чем за рядового: Если убьют огнищанина за обиду, то убийца платит за него 80 гривен, а людям не надо; и за княжеского подъездного 80 гривен. А за княжеского тиуна 80 гривен.

А за старшего конюха при стаде 80 гривен, как постановил Изяслав за своего конюха, когда его убили дорогобужцы.Кстати, здесь мы видим еще и зачатки прецедентного права — Изяслв Ярославич создал прецедент, по которому голова старшего конюха стала приравниваться к головам других госслужащих первого ранга: 102029 грн. на наши деньги.

Впрочем, остальной княжеский штат, не входивший в дружину, ценился ниже: А за княжеского сельского старосту и за старосту, который руководит пахотными работами, 12 гривен.
Впоследствии к ним приравняли и других работников: …а за ремесленника и за ремесленницу — 12 гривен.
Это был эквивалент 15304 грн. И совсем уж низко оценивались лично зависимые люди, не имевшие практически никаких прав: А за княжеского рядовича 5 гривен. А за смерда и за холопа 5 гривен.Всего-навсего 6377 грн.

Телесные повреждения

Наказывалось также причинение как тяжких, так и менее тяжких телесных повреждений.
Хотя за обиду здесь все платилось князю, пострадавший таки мог в некоторых случаях получить какую-то компенсацию.

Если кто ударит кого палкой, или жердью, или кулаком, или чашей, или рогом, или обухом, то платить 12 гривен. Если кто ударит мечом, не вынув его из ножен, или рукоятью, то 12 гривен за обиду.За драку с причинением телесных повреждений провинившийся рисковал потерять 15304 грн. Если же ударит мечом по руке и рука отвалится или усохнет, то 40 гривен.
А вот это уже серьезно. Изувеченный чел без руки — это чистый убыток для князя, его можно сразу списывать в утиль. Он не сможет ни хлебопашествовать и гречкосеять, ни мечом махать в княжеской банде-дружине, охраняя, либо, наоборот, кошмаря тех самых хлебопашцев и гречкосеев. Посему и штраф здесь — как за цельного живого человека: 51015 грн. нынешними деньгами. Впрочем, впоследствии, в Пространной редакции, санкции были смягчены, а пострадавшему стали давать компенсацию: Если посечет руку, и отпадет рука или усохнет, или нога, то полувиры 20 гривен, а пострадавшему за увечье 10 гривен.Князю в мошну 25507 грн., а калеке — 12754 грн. Если же по пальцу ударит какому-либо, то 3 гривны за обиду.
Пальцы, как и руки, тоже ценились. За поврежденный палец своего верноподданного князь получал 3826 грн.
Сам верноподданный на первых порах не получал ничего, но потом и ему стало кое-что перепадать: …а пострадавшему гривна кун. То есть, 1275 грн. А за ус 12 гривен и за бороду 12 гривен.
Ага! Усы и бороды издревле почитались на Руси, составляя основную гордость и главный предмет мужского гардероба. Потому насильное их лишение наказывалось так же, как нанесение серьезных телесных повреждений. 15304 грн. рисковал отдать посягнувший на ту мужскую красу (отдать, разумеется, князю; лишившийся чести, достоинства и растительности на лице удовлетворялся лишь морально). В более поздней Пространной редакции защищались и другие фрагменты лица: О зубе. Если выбьют зуб и кровь видят у него во рту, и будут свидетели, то 12 гривен штрафа князю, а за зуб гривна.Тот же тариф: 15304 грн. Однако, и пострадавшему причиталось компенсация размером в 1275 грн. (хотя в наши времена этого явно не хватило бы на дантиста). Наказывалось, между прочим, не только нанесение, но намерение нанесения телесных повреждений. Угроза действием, так сказать. Если кто вынет меч, а не ударит, то тот платит гривну.
Вот так-то, не в меру горячий скандалист рисковал расстаться с вполне ощутимой суммой в 1275 грн. (в эквиваленте). Самоуправство с переходом в самосуд также не допускалось: Если смерда будут истязать, но без княжеского повеления, то 3 гривны за обиду; а за истязание огнищанина, тиуна или мечника 12 гривен.
Короче, без княжьего дозволения пороть розгами никого не дозволялось. Штрафы при этом дифференцировались: за пересичного — 3826 грн., а за чиновника — аж 15304 грн. Штрафы эти, естественно, шли князю, пострадавшему лишь позже стали давать некоторую денежную компенсацию на оздоровление: …а за муку гривна кун — 1275 грн. Кстати, что смерду, что  человеку государеву эта самая компенсация на оздоровление была одинаковой. А вот если холоп чей-то позволял себе распускать руки — за него штраф платил хозяин: Если холоп ударит свободного человека и убежит в господский дом, а господин его не будет выдавать, то холопа господину взять, и пусть уплатит господин за него 12 гривен…
Так что за буйство своего холопа (раба по сути) хозяин лишался 15304 грн. Но не надо думать, что холоп мог невозбранно дать по сусалам любому встречному. Вот продолжение этой статьи: …а после того, где тот ударенный человек встретит его, пусть убьет его. Буде случался такой казус — хозяин рисковал деньгами, а холоп — таки жизнью.

Рекламная пауза:

При кражах обиды зачастую платились уже потерпевшему.
Хотя и князь не оставался внакладе, взымая свои штрафы (а иногда — и плату за обиду брал в свою пользу).

Если кто поедет на чужом коне без спроса, то платить 3 гривны штрафа. Если кто возьмет чужого коня, или оружие, или одежду, а хозяин опознает в своем миру, то взять ему свое, а 3 гривны за обиду.За угон транспортных средств без корыстных побуждений угонщик штрафовался: 3826 грн. нынешними деньгами (в пользу князя).
За их кражу (равно как и за кражу оружия или одежды) уплачивалась та же сумма штрафа, но потерпевшему — за обиду (хотя и обиду князь мог взять себе). А если кто уведет чужого холопа или робу, то платить ему за обиду 12 гривен.
А вот такса на движимое двуногое и говорящее имущество была гораздо выше — 15304 грн. А если украдет ладью, то за ладью хозяину платить 30 резан, а штрафа князю 60 резан.
Водные транспортные средства оценивались сравнительно невысоко.
За украденную лодку владелец получил бы 765 грн. компенсации, а князь — естественно, вдвое больше: 1530 грн. штрафа. А за голубя и за курицу 9 кун, а за утку, гуся, журавля, лебедя 30 резан, а штрафа князю 60 резан.
Насчет пернатых — здесь имеются в виду как домашние, так и те, что попали в сети для ловли птиц. Компенсацию получал обворованный, и, надо сказать, даже по нынешним деньгам вполне приличную: 459 грн. (за голубя или курицу), либо 765 грн. (за утку, гуся, журавля, лебедя). В любом случае 1530 грн. штрафа причиталась князю. А если украдут чужого пса, или ястреба, или сокола, то 3 гривны за обиду.
А вот за кражу животного, пригодного для княжеской охоты, штраф был гораздо серьезнее — 3826 грн. (за обиду). Обиженным здесь был, разумеется, князь. Если сено украдут, то 9 кун; и за дрова 9 кун.
Штраф за кражу сена или дров составил бы 459 грн. (разумеется, в пользу князя).
Впоследствии, впрочем, была введена компенсация потерпевшему: …а сколько возов украдено, то владельцу получить за каждый воз по 2 ногаты. Это, кстати, дает представление о стоимости воза сена или дров в те времена: 128 грн. на наши деньги. Надо сказать, более чем дешево. Если украдут овцу, или козу, или свинью, то пусть платят по 60 резан штрафа князю, а кто поймал воров, тому 10 резан.
Кроме стандартных княжеских штрафных санкций в размере 1530 грн. (кстати, если воров было несколько — то с каждого), здесь еще, обратим внимание, поощряются и добровольные помощники тогдашних копов, выказавшие ретивость в поимке воров. Размер поощрения, правда скромный — всего 255 грн.
Ну, а итого: вор рисковал попасть на суммарные штрафные санкции в 1786 грн. За прочих домашних животных полагались вот такие штрафы: А за княжеского коня, если тот с тавром, 3 гривны, а за коня смерда 2 гривны, за кобылу 60 резан, а за вола гривну, а за корову 40 резан, а за трехлетку 15 кун, а за годовалую полгривны, а за теленка 5 резан, за ягненка ногата, за барана ногата.
Это, напоминаем, штрафы, а не реальная стоимость скота. В пересчете на современные деньги получаются следующие суммы.

  • Конь княжеский — 3826 грн.
  • Конь смерда ценился, разумеется, дешевле княжеского — 2551 грн.
  • Кобыла шла почти вполцены (как, впрочем, и всякая женщина) — 1530 грн.
  • Вол оценивался в 1275 грн.
  • Коровушка-кормилица ценилась в 1020 грн., причем с возрастом цена ее росла, т.к. за трехлетку брали 765 грн., а за годовалую — всего 638 грн.
  • Теленок ценился невысоко — 128 грн.
  • Дешевле теленка был только баран (равно как и приравненный к нему ягненок) — 64 грн.

Повреждение имущества

Наказывалось не только воровство, но и повреждение чужого имущества.

А за княжескую борть 3 гривны, если ее сожгут или выдерут пчел и соты.
Князь, лишившись своих любимых медов хмельных, наказывал злоумышленника за это строго — как за кражу коня. Штраф составлял 3826 грн. А если кто запашет межу или затешет межевой знак, то 12 гривен за обиду.
Ну, а за попытку захвата пахотных земель рейдеру грозил штраф в размере, эквивалентном 15304 грн.

Оплата труда

Наконец, единственная статья Русской Правды, касающаяся оплаты труда: А это постановление для мостников: если настелят мост, то взять за работу ногату, а за городню ногата; если же у старого моста надо будет починить несколько досок, то взять столько же.
Подрядчику, взявшемуся за ремонт моста, либо установку ограды, работа оплачивалась сдельно, и весьма скромно — в размере, равном 64 грн. Это, на минуточку, даже меньше, чем поденная работа на винограднике в древней Иудее (см. Иудея. Новозаветные времена, Труд виноградарей).

«Русская Правда» — свод законов Древней Руси

Что такое живот в русской правде

«Русская Правда» — кодекс законов в Древней Руси, включающий уголовное, административное, имущественное право, принятый Ярославом Мудрым и отредактированный наследовавшими ему представителями власти.

После принятия христианства жестокие нравы русичей начали постепенно смягчаться, понемногу отходила в прошлое кровная месть. Возникли предпосылки для создания единого государства, один из признаков которого – существование законодательно отрегламентированных сводов и правил, касающихся всех сфер жизни общества.

Предыстория

На Руси существовали как письменные, так и устные правовые нормы. Какого-то общего кодекса законов не было. Ярослав Мудрый, понимая, что государству нужен единый свод законов, собрал вместе законодательные акты и обычаи и выпустил сборник «Русская Правда». У «Правды» было несколько источников:

  • княжеские судебные документы;
  • договоры с Византией;
  • некоторые тексты Священного писания.

Точная дата издания «Правды» неизвестна, но точно можно сказать, что её появление относится ко времени правления Ярослава. Сборник увидел свет в промежуток между 1016 и 1054 годами.

До наших дней не сохранился первый экземпляр – оригинал. Учёные располагают лишь более поздними списками, поэтому нельзя полностью исключить вероятность того, что в документ попали какие-то поздние правки.

«Русская Правда» неоднократно переписывалась, менялась, в неё вносили коррективы в соответствии с требованиями времени.

Причины принятия

Общий свод законов был нужен для того, чтобы легче было управлять государством.

При руководстве народными обычаями и «неписаным законом» часто возникала путаница, принимались несправедливые решения, поскольку суд часто бывал субъективным.

Ещё одна причина принятия – необходимость замены устаревшей кровной мести «европейскими» методами наказания: системой штрафов, то есть материального возмещения ущерба.

Редакции и разделы

Историкам известны 3 редакции «Правды»:

  • краткая;
  • пространная;
  • сокращённая.

Краткая состоит из 43 статей. В неё входят:

  • определение порядка сборщиков штрафов («покон вирный»);
  • «Правда Ярослава»;
  • «Правда Ярославичей»;
  • правила регулирования оплаты труда мостников (строителей мостов).

Пространная редакция содержала 121 статью. Она появилась несколько позже. В неё вошли, помимо того, что было в первой части, уставы Ярослава Владимировича и Владимира Мономаха.

В документе устанавливались нормы и принципы возмещения за нанесённый государству или частным лицам ущерб.

Рассматривались все аспекты:

  • уголовные преступления – увечья и убийства;
  • крупные кражи;
  • мелкие хищения;
  • имущественные споры
  • и многое другое.

Сборник законодательных актов был призван облегчить процесс судопроизводства, искоренить самосуд и кровную месть – пережитки языческого прошлого. Кроме того, вводились единые законы для всей территории Руси. Княжества рассматривались в контексте единого государственного образования.

Сокращённую версию выпустили в XIV веке. Она представляла собой новую редакцию Пространной Правды, из которой были убраны некоторые устаревшие нормы.

Обзор содержания

Ярослав Мудрый и его наследники собрали в общем сборнике имевшиеся на тот момент устные и письменные правовые нормы регулирования жизни граждан молодой Киевской Руси.

Виды нарушений закона

Методы урегулирования

Совершение убийства

Наказание было различным. Судьи при определении меры наказания должны были руководствоваться не соображениями о тяжести совершенного преступления, а брать за основу принадлежность убийцы и убитого к определённому сословию.

Тот, кто по происхождению своему относился к знати, получал более мягкое наказание. Если жертва являлась знатным человеком, преступник был обязан уплатить в казну 80 гривен. Если это был простой свободный человек – 40 гривен.

За убийство женщины полагался штраф (вира) в 20 гривен. Лишение жизни холопа каралось вирой в 6 гривен.

Побои

Существовала классификация побоев, за те, что признавались сильными (с подтверждёнными синяками и увечьями), полагалась вира в 3 гривны, плюс оплата лечения пострадавшего. Альтернативой была кровная месть (это понятие было ещё не полностью изжито).

Кража

Кража, совершённая свободным человеком, каралась штрафом в пользу князя. Часть денег преступник отдавал пострадавшему.

Если кражу совершал холоп (который не обладал имущественными правами), штраф за него платил феодал. Мера наказания холопа определялась его хозяином, причём она могла быть абсолютно любой, вплоть до убийства – закон ничем не ограничивал господина.

Поджог двора и гумна – основного имущества, без которого человек превращался в нищего

Мера наказания – «поток и разграбление», что означало физическое уничтожение преступника и полное разорение его семьи.

В «Русской Правде» уделялось большое внимание преступлениям против имущества, против личных прав. Впервые были разделены умышленное убийство и убийство в процессе ссоры, за них предусматривались разные наказания. Особо тщательно охранялось имущество князя.

Система штрафов

Штрафы с момента приёма нового сборника законов на Руси стали применяться в качестве основного вида наказания. Преступления делились на уголовные и гражданско-административного характера.

Наказанием за уголовные преступления являлась вира (слово взято с немецкого). За преступления имущественного характера взимался урок.

Часть денег изымалась в пользу князя, олицетворявшего верховную власть (государство), часть выплачивалась пострадавшему лицу или его представителям.

Слои населения по «Русской Правде»

Важен следующий момент: по «Русской Правде» можно проследить за делением общества на сословия. Это деление стало очень чётким. Выделяются:

  • князь;
  • знатные люди (дружинники, мелкие князья);
  • свободные люди (ремесленники, землепашцы, торговцы);
  • холопы.

Наказание за преступление зависит от того, представитель какого сословия совершил преступление и представитель какого – пострадал. Закон охраняет высшую прослойку населения, в руках которой сосредоточены имущество и власть.

Значение «Русской Правды»

По «Правде» можно наблюдать постепенное становление раннефеодального государства.

Отход от кровной мести (она разрешалась лишь в крайних случаях, да и то только в краткой редакции), замена её штрафами (причём с обязательной долей в пользу государства в лице князя), особое внимание к охране частной собственности – все эти принципы фиксируются и становятся законом. Издание свода законов, обязательного для применения на всей территории Руси, свидетельствует о том, что общество встало на новую ступень развития – раннефеодальное государство.

О животе и желудке
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: